Как отремонтировать аккумулятор для шуруповерта: какой лучше, правильно заряжаем и разряжаем - Производство и поставки Как отремонтировать аккумулятор для шуруповерта: какой лучше, правильно заряжаем и разряжаем - Производство и поставки
20.04.2024

Как отремонтировать аккумулятор для шуруповерта: какой лучше, правильно заряжаем и разряжаем

Устройство прибора

Чтобы починить шуруповерт, ознакомьтесь с его устройством и принципом работы. В его состав входят: двигатель на постоянном токе, редуктор планетарный, аккумулятор и кнопка для переключения скоростей-оборотов.

Аккумулятор — источник постоянного тока, который питает двигатель. Обычно в комплект входят 2 питателя, что создает удобство, так как одним аккумулятором работают, а другой держат про запас или заряжают. Источник начинен последовательно соединенными питающими элементами, которые соответствуют стандартным напряжению и размерам. Отличие заключается в величине емкости, ее обозначают на наружной поверхности «банки». Суммарное постоянное напряжение составляет до 18 В.

Познакомившись с конструкцией прибора, отыщите способ устранения неполадки. Отремонтировав аккумулятор самостоятельно, вы сохраните семейный бюджет.

АКБ — важная составляющая прибора, и чаще причина плохой работы кроется в ней самой. Если вы решили заменить АКБ, подумайте, ведь его стоимость незначительно отличается от цены нового шуруповерта. Самостоятельная починка продлит срок эксплуатации домашнего помощника.

Какой аккумулятор лучше для шуруповерта, если учитывать, что его зарядные составляющие выполняются из различных материалов?

Разновидности элементов:

  • никелево-кадмиевые;
  • литиево-ионные;
  • никелево-металл-гидридные.

Первые применяются чаще из-за низкой цены. Из-за малой отдачи напряжения требуется повышенное число элементов, что выступает недостатком. Но они не чувствительны к перепадам температур и могут долго храниться без зарядки. Никелево-кадмиевые элементы неэкологичны, поэтому их выпуск неприемлем в отдельных странах.

Литиево-ионные зарядники отличаются от предыдущих большей емкостью заряда. Поэтому их количество меньше, что положительно сказывается на массе прибора и его комплектности. Батарея выдерживает большое число цикличных зарядов, саморазряд у нее невелик. Но этот вид батареи стоит дороже.

Третий тип зарядных электролитов обладает высокой емкостью и не работает в условиях низких температур. Они предназначены для замены никелево-кадмиевых элементов, но стоят как литиево-ионные и недолговечны, но безопасны экологически.

Как переделать АКБ под литий-ионные элементы питания?

Нередко обладатели шуруповертов, работающих от никель-кадмиевых АКБ, желают подстроить АКБ под литий-ионные батареи. Такая популярность последних вполне объяснима. Они имеют множество преимуществ, по сравнению с иными вариантами. К ним можно отнести:

  • возможность облегчения веса инструмента (работать с ним удобнее, если установлены литий-ионные батареи);
  • есть возможность устранить пресловутый эффект памяти, потому что его попросту нет в литий-ионных элементах;
  • при использовании таких батарей зарядка будет происходить в разы быстрее.


Кроме того, надо учесть и тот факт, что при определенной схеме сборки устройства есть возможность в разы приумножить емкость заряда, а это значит, что и период работы шуруповерта от единственного заряда существенно возрастет. Положительные стороны, разумеется, очевидны. Но надо иметь в виду, что есть в адаптации техники под литий-ионные батареи и определенные недочеты. Учитывать важно и те и другие. Рассмотрим, с какими минусами можно столкнуться при таких работах:

  • литий-ионные компоненты питания стоят дороже, чем другие варианты;
  • вам будет необходимо постоянно выдерживать определенную степень заряда такой батареи (от 2,7 до 4,2 В), а для этого надо вставить в коробку АКБ плату контроллера заряда и разряда;
  • литий-ионные детали питания отличаются более внушительными габаритами, нежели наличествуют у их аналогов, потому их не всегда бывает удобно и беспроблемно расположить в корпусе шуруповерта (нередко тут приходится прибегать к разным хитростям);
  • если придется работать в окружении низких температур, такой инструмент лучше не использовать (литий-ионные батарейки «боятся» холодов).


Если учитывая все плюсы и минусы, вы все равно решили заменить никель-кадмиевые батарейки на литий-ионные, то вам следует провести следующие процедуры.

  • Сперва надо определить число литий-ионных источников.
  • Также надо будет выбрать подходящую плату контроллера на 4 батарейки.
  • Разберите корпус АКБ. Достаньте из него никель-кадмиевые баночки. Делайте все аккуратно, чтоб не сломать важные детали.
  • Разрежьте всю цепочку с помощью кусачек или бокорезов. Не трогайте только верхние детали с контактами, необходимыми для подсоединения к шуруповерту.
  • Термистор допустимо убрать, потому что за перегревом батареек после этого будет «наблюдать» плата контроллера.
  • Далее можно переходить к сборке цепочки из литий-ионных батареек. Прикрепляйте их последовательно. Далее – присоедините плату контроллера, опираясь на схему. Следите за полярностью.
  • Теперь расположите подготовленную конструкцию в корпусе АКБ. Элементы питания литий-ионного вида желательно класть в горизонтальном положении.
  • Теперь можно смело закрыть АКБ при помощи крышечки. Зафиксируйте на горизонтально выложенных батареях элемент питания с контактами на старой батарейке.


Иногда оказывается так, что собранная техника не заряжается от прежнего зарядного блока. В приведенном случае будет нужно установить еще один разъем для новенькой зарядки.

Перечень необходимых инструментов

Ремонт или диагностика АКБ шуруповёрта невозможны без определённого инструмента и измерительных приборов. Для восстановления аккумуляторной батареи не обязательно покупать дорогие инструменты, вполне подойдут бюджетные производители.

Перечень инструмента, необходимого для ремонта АКБ шуруповёрта:

  • Мультиметр. Измерительный прибор, который позволяет определить постоянное и переменное напряжение, сопротивление, силу тока или прозвонить цепь на предмет обрыва. Более дорогие модели способны измерять ёмкость элементов, но они не пригодятся домашнему мастеру.
  • Плоская и фигурная отвёртки. Незаменимый инструмент, который не раз выручит в дальнейшем.
  • Монтёрский нож со сменными лезвиями.
  • Паяльник. Мощности в 40 Вт будет вполне достаточно. Более мощные модели стоят дороже, и при неправильном обращении с ними можно повредить элемент.
  • Олово и припой. Недорогие расходные материалы.

Пригодятся и расходные материалы, например, изолента или термоусадочная трубка, бытовой клей, небольшие отрезки проводов.

Правила работы с инструментом

Купив шуруповерт, ознакомьтесь с правилами эксплуатации, чтобы он прослужил долго. Сразу потребуется зарядка. Как правильно заряжать аккумулятор шуруповерта? Это зависит от типа зарядных элементов.

Никеле-кадмиевые заряжают до 3 раз. Новый источник питания не имеет полной емкости, зарядка увеличивает ее до полного объема. В процессе работы последующее пополнение выполняют после снижения мощности до минимального уровня.

У литиево-ионных батарей нет эффекта запоминания, поэтому их запитывают в удобное время, не доводя до окончательной разрядки.

Чтобы обеспечить нужный заряд устройства, обратите внимание на температуру окружающей среды. Ее диапазон равен 10-40 градусам Цельсия.

Для бесперебойной работы аккумулятора выполняйте такие рекомендации:

  • не допускайте перегрева, это плохо отражается на работе инструмента, если это произошло, прекратите работу и охладите аппарат;
  • батарею отсоединяют от аппарата и кладут на хранение;
  • при редком использовании аккумулятор заряжают не чаще 1 раза в месяц;
  • при первом включении нельзя полностью разряжать аккумулятор, на падение зарядки укажет снижение оборотов устройства.

Выполнение этих пунктов позволит грамотно пользоваться агрегатом.

Сколько заряжать аккумулятор? Продолжительность зарядки приводится в паспорте. Часто к зарядному устройству прилагается система индикации. Она наблюдает за процессом зарядки и определяет ее окончание. Обычно вся процедура длится 7 часов.

Диагностика неисправностей АКБ

Подозревать неисправность батареи шуруповерта или проводить ее восстановление нужно не сразу, а сначала попробовать заменить ее на вторую из комплекта, прежде зарядив ее как следует. Если шуруповерт вращается плохо, то это может быть вызвано поломками в его механике (мотор или редуктор). В случае сомнений нужно заменить блок питания, если есть такая возможность. Если все указывает на аккумулятор, то тогда можно приступать к его диагностике и восстановлению.

Прежде всего нужно выяснить тип батареи. Это написано на ее корпусе и от этого зависит возможность восстановления. Также должно быть указано номинальное напряжение. Оно обычно лежит в пределах 14 … 19 В. Затем, не разбирая корпус блока аккумуляторов, проводят его проверку. Для этого можно использовать два метода:

  • Проверка мультиметром;
  • Проверка нагрузкой.

Метод мультиметра

Мультиметр может быть использован в двух режимах: измерения напряжения и измерения тока. Если есть два прибора, то это еще лучше, не потребуется делать лишних переключений.

Схема измерений показана ниже:
Фото схема
Один мультиметр переключается в режим измерения напряжения (вольтметр), другой – в режим измерения тока (амперметр). Если прибор только один, то вместо амперметра придется использовать просто провод. Провода от аккумулятора к вольтметру могут быть тонкими, а провода от источника питания к батарее – потолще, но не стоит слишком увлекаться, в конце-концов для всей цепи подойдут провода 0.5 сечением мм.кв.

Если напряжение на батарее в норме, но ток заряда мал, значительно меньше одного ампера, то для Ni-Cd аккумулятора это может означать неисправность одного из элементов батареи. Восстановление аккумулятора шуруповерта здесь отменяется, нужен ремонт. Для Li-ion это означает, что либо он в норме, либо также неисправность одного из элементов.

Читайте также:  Какой нужен крутящий момент для шуруповерта?

Пусть Ni-Cd аккумулятор имеет номинальное напряжение 18 Вольт. Тогда легко узнать, сколько внутри элементов, не открывая корпуса. Зная номинальное напряжение Ni-Cd 1.2 В, поделите: 18/1,2 = 15. Значит, в корпусе 15 элементов. Если вольтметр показывает холостое напряжение 16,8 В, то это может означать и замыкание одной из банок, и просто разряд нормальной батареи. Такая батарея в разряженном состоянии дает 15 В. Если заряженная показывает 16,8 В или около того, значит, один из элементов замкнут накоротко. Восстановить тоже не получится, придется заменить.

Если батарея при зарядке пропускает ток больше одного ампера, а напряжение постепенно растет, увеличиваясь на 0,1 В за каждые 5-10 минут, и в конце заряда напряжение чуть больше номинала, то аккумулятор в порядке, восстановления не требуется.

Метод нагрузки

Этот метод похож на предыдущий и он пожалуй, проще. Не нужно разбирать зарядное устройство, или использовать лабораторный источник питания. Понадобится только:

  • Автомобильные лампочки;
  • Мультиметр;
  • Куски провода;
  • Паяльник с припоем и флюсом.

Схема проверки:
Фото схема
Для такой проверки нужно сначала поставить аккумулятор на зарядку и зарядить обычным образом. Затем подается номинальная нагрузка. Узнать ток несложно, для этого поделите потребляемую мощность на номинальное напряжение. Например, если шуруповерт потребляет мощность 50 Вт (типичный случай), при напряжении 18 В, то ток должен быть 50/18 = 2,77 А. Добиться такого тока, или близкого к нему, можно набирая параллельно автомобильные лампочки от поворотов.

Если аккумулятор отдает номинальный ток в течение нескольких минут, вольтметр показывает напряжение немного ниже номинала, а лампочки не тускнеют, то батарея исправна. Может однако случиться, что для Ni-Cd вскоре ток начнет ослабевать. Это проявление «памяти». В таком случае нужно провести восстановление. Литий-ионные батареи не имеют эффекта памяти, хотя в теории он существует, на практике считают, что его просто нет.

Поэлементная проверка

Этот способ требует разборки корпуса батарейного блока. Он применяется, когда аккумулятор или его элемент перестает отдавать хороший ток, а попытки восстановления оказываются неудачными. Здесь достаточно одного плохого звена, поскольку они соединены последовательно. Но чтобы найти такой элемент, нужно проверить внутреннее сопротивление каждого из них.

Разумеется, начинать надо с общего осмотра всех банок: нет ли трещин, подтекания и т.д. Неисправный элемент сразу выдаст себя внешним видом.

Проверку на токовую отдачу производят с использованием закона Ома для полной цепи (он же первый закон Кирхгофа). Для этого нужно взять сопротивление с номиналом 10 Ом, рассчитанное на 25 Вт, и амперметр. Проверяемый элемент закорачивают на сопротивление, включенное последовательно с амперметром.

Например, пусть для Ni-Cd аккумулятора с напряжением 1,2 В получен ток 100 мА. Запишем его и повторно сделаем измерение, но уже не тока, а напряжения на элементе. Сначала измерим холостое напряжение, без подключения резистора, а потом подключим резистор и посмотрим, насколько упало напряжение. Пусть первый раз было 1,2 В, а после подключения резистора стало 1,05 В. Тогда внутреннее сопротивление этого элемента:
Формула
Это не слишком мало, если все элементы такие, то батарея сможет обеспечить шуруповерт только половиной мощности. Чем меньше внутреннее сопротивление, тем качественнее элемент, но при непременном условии: он должен давать номинальное, или близкое к этому напряжение. Если напряжение слишком мало, или совсем близко к нулю, то элемент закоротило, он не годится и не может быть восстановлен. Если внутреннее сопротивление больше 3 Ом, то можно попробовать восстановить (см. далее) или заменить.

Как проверить аккумулятор

Аккумулятор — накопитель электроэнергии и обеспечивает подачу постоянного тока в цепь вследствие происходящих внутри химических преобразований реагентов в электричество.

Как проверить аккумулятор? Для этого обратите внимание на его параметры. Один из таких показателей — емкость накопленной энергии. Она определяет величину тока, который будет отдавать прибор в единицу времени — А/Час.

Разница между полюсами на батарее равна ее напряжению.

Проверка батареи выявляет уровень ее качества. В случае неработоспособности определит ее причину.

Необходимые инструменты для испытаний:

  • вольтметр на 15 В постоянного напряжения;
  • амперметр на постоянном токе;
  • мультиметр;
  • тестер.

Ставят прибор на зарядку и через выбранный промежуток времени производят замеры. Обычно по прошествии 0,5 часа значение напряжения увеличивается до 13 В. Если по истечении 2 часов прибор покажет 14 В, то это свидетельствует о хорошем состоянии аккумулятора, так как полностью заряженный агрегат имеет напряжение, соответствующее 17 В.

Вольтметром или тестером определяют потенциал на полюсах. В случае отсутствия нагрузки результат равен величине потенциалов на холостом ходу, примерно 17 В. Меньшее значение будет свидетельствовать или о наличии неработающих элементов, или о неполной зарядке.

Затем проводим испытание под нагрузкой. Оно позволит узнать время разрядки аккумулятора. Величина нагрузки должна соответствовать мощности аппарата. Ее можно рассчитать по формуле:

1/2 I x U,

где I — рабочий ток аккумулятора, в А (амперах);

U — его напряжение в В (вольтах).

Нагрузкой послужит лампа в 12 В или фара для автомобиля в 35 В со значением мощности от 35 до 40 Вт.

Подключаем аппарат через амперметр к лампе или фаре минуты на три. Если величина измеренного напряжения находится между значениями 12-12,4 В, то это говорит о присутствии поврежденного элемента. Этот дефект будет отражаться на лампе. Ее яркость снизится. А полностью погасшая за время испытания лампа свидетельствует о маленькой емкости накопителя, поскольку он быстро разрядился.

Напряжение должно равняться 23 В, меньшее значение указывает на недостаточную емкость питателя.

Виды ремонта аккумуляторных батарей

Как реанимировать аккумулятор шуруповерта? Можно выделить три способа:

  • экспресс-ремонт АКБ методом запзаппинга;
  • замена отдельных элементов в аккумуляторе;
  • замена всех элементов аккумуляторного блока.

Замена банок в аккумуляторе

Как отремонтировать аккумулятор для шуруповерта? Самый простой способ оживить батарею – заменить одну из банок.

Нужно найти дефективный элемент с малым напряжением. Для этого нужно воспользоваться тестером.

Инструкция, как проверить аккумулятор шуруповерта мультиметром:

  1. У обычного мультиметра есть два щупа – красный и черный. С противоположных торцов банки есть два контакта (плюс и минус).
  2. Рычаг выбора тестера устанавливается в режим «постоянное напряжение». Если у мультиметра автоматический подбор величин – этого достаточно. Если его нет, нужно поставить рычаг в положение «20».
  3. Щупы прикладываются к контактным площадкам и замеряется напряжение. На экране показывается реальный вольтаж. Если перед цифрами есть знак «-», значит щупы нужно поменять друг с другом.
  4. Каждая банка проверяется по этому алгоритму.

Когда был найден сломанный элемент, он просто отпаивается и меняется. Нужно использовать мощный паяльник, чтобы не перегреть банку.

Ремонт аккумулятора шуруповёрта своими руками

Большинство дефектов аккумуляторного блока шуруповёрта можно устранить самостоятельно, если знать причину возникновения неисправности и методы борьбы с ней.

Диагностика неисправностей АКБ шуруповёрта

Прежде чем приступать к ремонту аккумулятора, нужно провести его диагностику и выявить причину неисправности. Для этого необходимо:

  1. Полностью зарядить аккумуляторный блок. Предварительно никель-кадмиевую или никель-металлгидридную батарею нужно разрядить до нуля, чтобы избежать проявления эффекта памяти.
  2. Разобрать корпус аккумулятора, сняв его крышку. Она может быть прикручена винтами или посажена на клей, что несколько затруднит разборку. Во втором случае для снятия крышки необходимо острым скальпелем или ножом пройтись по клеевому соединению, а затем, аккуратно поддевая тонкой отвёрткой, отсоединить крышку.Аккумуляторный блок шуруповёрта
    Аккумуляторный блок шуруповёрта
    Крышка аккумуляторного блока может крепиться к его корпусу винтами или клеем
  3. Визуальным осмотром определить наличие механических повреждений, разрывов цепи, а также вздутых или потёкших банок аккумулятора.Разобранный аккумулятор шуруповёрта
    Разобранный аккумулятор шуруповёрта
    После разборки аккумуляторного блока производят визуальный осмотр содержимого на предмет наличия явных дефектов
  4. Замерить мультиметром напряжение на каждой из батарей. Для элементов питания типа NiCd или NiMh оно должно быть в пределах 1,2–1,4 В, а для литийионных банок — 3,6–3,8 В. На каждой банке измеренное значение лучше написать карандашом, чтобы избежать путаницы.Определение неисправного элемента питания
    Определение неисправного элемента питания
    Замерив напряжение на каждой банке, можно найти все неисправные элементы
  5. Нагрузить АКБ, присоединив к выходным контактам обычную автомобильную лампочку или сопротивление.АКБ шуруповёрта под нагрузкой
    АКБ шуруповёрта под нагрузкой
    Подсоединив лампу, даём возможность батареям поработать, чтобы показать просадку напряжения под нагрузкой
  6. Подержав аккумулятор под нагрузкой, снова замерить напряжение на каждой банке и найти элементы питания, на которых произошла максимальная просадка. Это и есть дефектные элементы.

Видео: как полностью разрядить аккумулятор шуруповёрта

Отыскав неисправные элементы питания, необходимо определиться со способом их ремонта. Здесь возможны два варианта действий. Первый — это реанимировать дефектные батарейки, прошив их током с более высоким напряжением или добавить в банки дистиллированной воды в случае пересыхания электролита. Но эти меры являются временными, в дальнейшем неисправность может проявиться снова. Более эффективным является другой способ ремонта, который состоит в замене дефектных элементов питания новыми или бывшими в употреблении, но заведомо исправными.

Видео: поиск дефектных элементов питания в АКБ шуруповёрта

Восстановление аккумуляторных элементов питания

Восстановление утраченной ёмкости элемента питания возможно лишь для аккумуляторов, имеющих эффект памяти. Это никель-кадмиевые и никель-металлгидридные батарейки. Для этого понадобится более мощное зарядное устройство с регулируемыми параметрами напряжения и силы тока. Установив напряжение около 4 В и силу тока 200 мА, воздействуем этим током на элементы питания, в которых обнаружена максимальная просадка напряжения.

Можно попробовать восстановить дефектные батареи путём сжатия или уплотнения. Эта процедура представляет собой разбавление электролита, объём которого в банке АКБ уменьшился. Для этого необходимо:

  1. Проделать максимально тонкое отверстие в дефектном элементе питания, в котором отмечалось закипание электролита, в торцевой поверхности со стороны контакта «минус» при помощи тонкого сверла или пробойника.
  2. Откачать из банки воздух шприцем до 1 см3.
  3. С помощью шприца ввести в батарею 0,5–1 см3 дистиллированной воды.Ремонт элемента питания
    Ремонт элемента питания
    В корпусе элемента питания делают маленькое отверстие, через которое откачивают воздух и заливают примерно один «кубик» дистиллированной воды
  4. Провести герметизацию банки элемента питания с помощью эпоксидной смолы.
  5. Для выравнивания потенциала разрядить все банки АКБ, присоединив стороннюю нагрузку, которой может быть обычная 12-вольтовая лампочка, после чего полностью зарядить АКБ. Повторить циклы заряда-разряда 5–6 раз.

Процедура, описанная в пункте 5, может в определённых условиях восстановить работоспособность батареи, если причиной её неисправности стал эффект памяти.

Видео: процесс восстановления ёмкости аккумуляторов шуруповёрта

Замена элементов питания

Самым действенным способом ремонта аккумулятора шуруповёрта является замена дефектной банки. Для этого можно использовать новую батарейку, которую сегодня легко можно найти в продаже, или снять исправную банку с неработающего аккумуляторного блока. Работы по замене нужно выполнять в следующей последовательности:

  1. Удалить из цепи АКБ неисправный элемент питания. Учитывая, что все они соединены между собой пластинами, посаженными на точечную сварку, лучше всего для этой цели воспользоваться бокорезами. При этом нужно оставить достаточной длины хвостовик на исправной банке, чтобы иметь возможность припаять его к новому элементу питания.Отсоединение неисправной банки из цепи АКБ шуруповёрта
    Отсоединение неисправной банки из цепи АКБ шуруповёрта
    На исправных банках нужно оставить хвостовики, чтобы их можно было спаять, на неисправной банке это делать необязательно
  2. Новый аккумулятор припаять на место удалённой дефектной банки, соблюдая необходимую полярность. Плюсовой вывод припаивается к минусовому выводу «соседа», а минусовой — соответственно, к плюсовому. Для этого понадобится паяльник мощностью не менее 40 Вт и паяльная кислота. Если не удалось сохранить достаточную длину пластины, можно соединить банки медным проводником.Пайка банки АКБ шуруповёрта
    Пайка банки АКБ шуруповёрта
    Для пайки применяется паяльник мощностью не менее 40 Вт и паяльная кислота
  3. Собрать батарейки в корпус по той же схеме, по которой они были уложены до ремонта.Сборка аккумулятора
    Сборка аккумулятора
    После монтажа исправной банки всю цепочку нужно снова уложить в коробку АКБ
  4. Произвести выравнивание заряда на каждой банке путём повторения несколько раз цикла зарядки-разрядки. После чего проверить потенциалы напряжения на каждой банке мультиметром. Они должны быть на одном уровне — 1,3 В.

Важно не перегреть банку при выполнении паяльных работ. Поэтому слишком долго задерживать жало паяльника на батарее нельзя.

Ремонт аккумуляторных блоков с банками литийионного типа производится аналогично. Единственное, что усложняет задачу при ремонте, это отсоединение батарей от управляющей платы. При этом применим лишь один метод ремонта — замена дефектной банки.

Видео: как нужно правильно паять банки АКБ шуруповёрта

Как переделать АКБ шуруповёрта под литийионные элементы питания

Часто владельцы шуруповёртов на никель-кадмиевых аккумуляторах хотят переделать свои АКБ под литийионные батареи. Их привлекают преимущества, которые можно приобрести такой переделкой аккумуляторного блока:

  • облегчить вес шуруповёрта, для работы которого потребуется меньшее количество элементов питания при тех же значениях ёмкости батареи и напряжения;
  • избавиться от эффекта памяти, которого нет в элементах питания литийионного типа;
  • сократить время зарядки батарей.

Кроме того, при определённой схеме сборки можно в два раза увеличить ёмкость заряда, а значит, и время работы шуруповёрта от одной зарядки. Преимущества, конечно, очевидные, но у такого решения есть и свои недостатки, которые тоже нужно знать, чтобы взвесить все за и против. Из отрицательных моментов адаптирования АКБ шуруповёрта под литийионные банки следует отметить:

  • более высокую стоимость элементов питания литийионного типа;
  • необходимость поддерживать уровень заряда элемента строго в пределах от 2,7 до 4,2 В, для чего потребуется дополнительно установить в коробку АКБ плату контроллера заряда-разряда;
  • большие размеры элементов питания типа Li-Ion, которые потребуют проявить смекалку и фантазию, чтобы разместить их в корпусе аккумулятора шуруповёрта;
  • невозможность применять инструмент с такими аккумуляторами в условиях низких температур.

Но если решение о замене никель-кадмиевых батарей всё же принято, то действовать дальше нужно в следующей последовательности:

  1. Определиться с количеством литийионных элементов питания и их электрическими характеристиками. Например, для наиболее распространённого шуруповёрта, работающего от батареи с номинальным напряжением 14,4 В лучше взять 4 литийионных элемента, суммарное максимальное напряжение которых будет равно 4,2х4=16,8 В. Здесь необходимо учитывать что сразу же после начала работы на новых аккумуляторах напряжение на них просядет и будет равно 14,4–14,8 В. Если позволяет ёмкость коробки аккумуляторного блока, можно взять 8 таких банок, образовав из них 4 пары с параллельно соединёнными элементами питания. Это позволит увеличить ёмкость АКБ в 2 раза.
  2. Подобрать плату контроллера на 4 аккумулятора. Её параметры должны соответствовать току разряда и номинальному напряжению выбранных элементов питания. При этом рабочий ток разряда должен быть в 2 раза меньше предельно допустимого значения тока разряда батарей, который обычно равен 25–30 А. Значит, плата должна быть рассчитана на ток 12–15 А.Плата контроллера управления
    Плата контроллера управления
    Плата контроллера должна быть предназначена для работы с нужным числом элементов питания и рассчитана на их рабочий ток разряда
  3. Разобрать коробку аккумулятора шуруповёрта и вынуть из него все никель-кадмиевые банки. Разрезать всю цепь кусачками или бокорезами, оставив лишь верхний элемент с контактами для подключения к инструменту. Термистор можно тоже удалить, поскольку за перегревом батарей теперь будет следить плата контроллера.Цепь никель-кадмиевых банок
    Цепь никель-кадмиевых банок
    От цепи старых банок нужно оставить лишь элемент с контактами для подключения к шуруповёрту
  4. Собрать цепь из литийионных батарей, припаивая их последовательно, и присоединить плату контроллера по схеме, соблюдая полярность.Схема соединения платы контроллера с литийионными батарейками
    Схема соединения платы контроллера с литийионными батарейками
    При соединении платы контроллера управления с цепочкой литийионных батарей нужно соблюдать полярность
  5. Разместить собранную конструкцию в коробке АКБ. Элементы питания литийионного типа лучше уложить горизонтально.Сборка АКБ шуруповёрта
    Сборка АКБ шуруповёрта
    Литийионные элементы питания лучше размещать в корпусе АКБ шуруповёрта горизонтально
  6. Закрыть АКБ крышкой, установив на уложенные горизонтально батарейки элемент питания с контактами на батарейке старого типа.

Может оказаться, что собранную конструкцию не получится заряжать от старого зарядного устройства. Тогда необходимо установить дополнительно разъём для новой зарядки.

Видео: замена никель-кадмиевых батарей на литийионные

Пошаговая инструкция по ремонту

В домашних условиях можно самостоятельно реанимировать аккумуляторную батарею шуруповерта. Для этого требуется открыть корпус АКБ и произвести замену элементов (или иначе говоря — банок).

Как разобрать корпус АКБ

Аккумуляторная батарея большинства шуруповертов имеет разборный корпус. Но некоторые производители для предотвращения самостоятельной замены элементов делают корпуса АКБ неразборными. Тем самым они вынуждают владельца приобрести новый фирменный АКБ. В этом случае разобрать корпус без его необратимых повреждений будет очень затруднительно.

Соединение деталей корпуса может быть выполнено с помощью винтов, защелок или клея. В первом случае разделить части корпуса можно, просто выкрутив винты с помощью отвертки.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками
Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками

Если детали корпуса склеены, необходимо осторожно с помощью ножа, раздвинуть детали, просунув в него лезвие. Затем надо расклинить стык, вставив в образовавшийся промежуток любой твердый предмет, подходящий по размеру. После нужно продвигаться по всему периметру корпуса. После того как корпус будет разобран, его детали нужно будет снова посадить на клей.

Находим неисправные ячейки

После того как корпус будет открыт, можно увидеть, что элементы аккумуляторной батареи между собой соединены последовательно. Для того чтобы отремонтировать аккумулятор для шуруповерта, потребуется определить неисправный элемент – обычно это один или два элемента – и произвести замену.

Длительную пайку применять нельзя, так как можно испортить элемент, если его нагреть. Особенно чувствительны к нагреву литий-ионные аккумуляторы. Если нет опыта пайки таких аккумуляторов, можно приобрести на AliExpress аккумуляторы с уже приваренными контактами.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками
Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками

В интернете пишут, что никель-кадмиевые аккумуляторы со временем высыхают и элемент (банку) можно восстановить — просверлить отверстие в ней и с помощью шприца залить внутрь воды. Но данный способ восстановления может привести к повреждению элемента и даже к травме, поэтому рассматривать его не будем.

Для того чтобы найти неисправные элементы, требуется проверить, какое напряжение выдает каждый элемент батареи по отдельности.

Для произведения точных замеров нужно, чтобы аккумуляторная батарея была полностью заряженной.

Нужно извлечь содержимое корпуса и разложить все элементы на ровной поверхности. Произвести замер напряжения будет намного проще, если обеспечить свободный доступ к каждому контакту элемента аккумуляторной батареи.

Для удобства следует нарисовать на листе бумаги схему и отмечать на ней напряжение каждого элемента. Замер напряжения производим с помощью мультиметра, предварительно выбрав режим измерения постоянного напряжения с низким пределом измерения.

Уровень напряжения для каждого никель-кадмиевого элемента должен составлять от 1,2 до 1,4 В, а для литий-ионных элементов – от 3,6 до 3,8 В.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками
Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками

Затем следует разрядить батарею. Для этого можно подключить к ней нагрузку. Например, лампу накаливания большой мощности или можно собрать батарею и работать шуруповертом до тех пор, пока она не разрядится.

Разрядка аккумулятора
Разрядка аккумулятора

После этого батарея разбирается снова и производится замер напряжения. Если на элементах ранее были определены потери напряжения, при повторном замере показания мультиметра будут еще ниже. Следует заменить элементы, где разность показаний напряжения будет существенной: до 0,5 или 0,7 В для кадмиевых и меньше 2,5 вольт для литиевых.

Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники. Задать вопрос Если батарея сильно изношена, то даже после длительной зарядки на отдельных аккумуляторах напряжение будет значительно ниже, чем на остальных (иногда и вовсе близко к 0 вольт). Их нужно менять, восстановить их вряд ли получится. 

Подбор элементов для замены

Подобрать аккумуляторные Li-Ion (литий-ионные) или Ni-Cd (никель-кадмиевые) элементы для замены можно несколькими способами. При наличии нескольких неисправных АКБ от одного шуруповерта можно найти рабочие, разобрав их, или найти их в магазинах электротоваров, или на сайтах интернет-магазинов, например, на AliExpress. Как правило, изготовители основных марок шуруповертов используют модели литиевых аккумуляторов, выпускаемые несколькими производителями.

Также на AliExpress можно купить нужные элементы аккумуляторной батареи с уже приваренными с помощью контактной сварки дополнительными контактами. Это значительно упростит процесс замены и снизит вероятность повреждения заменяемого элемента.

Обращайте внимание на соответствие технических характеристик заменяемых элементов, особенно на емкость и напряжение.

Как припаять банки к батарее

Если есть опыт пайки радиодеталей, то замена поврежденного элемента питания (банки) не вызовет трудностей:

  • аккуратно отсоедините поврежденный элемент, разрезав соединительную пластину. При замене элемента соблюдайте полярность;
  • затем нужно спаять элементы между собой. Обратите внимание на время нагрева контакта – оно должно быть минимальным, что особенно важно для литий-ионных аккумуляторов. При длительном контакте такой элемент неизбежно выйдет из строя, а также может самовоспламеняться или взорваться. Поэтому движение при пайке должно быть точным и очень быстрым;
  • после того, как все элементы будут надежно спаяны, нужно их собрать и скрепить между собой скотчем или изоляционной лентой. Процесс сборки аналогичен разборке, но в обратной последовательности. После сборки содержимое укладывается в корпус, и крышка закрепляется шурупами или с помощью клея.

С чего начать ремонт неисправного аккумулятора

Первым делом необходимо подзарядить аккумулятор, после чего вскрыть корпус, внутри которого и находятся банки. Если они не спаяны между собой, а имеют форму обычной батарейки типа «АА», то стоит попробовать подогнуть клеммы. Иногда это помогает. Если нет, придётся воспользоваться мультиметром.

Мультиметр – незаменимая вещь при подобных ремонтах
ФОТО: motonoob.ruМультиметр – незаменимая вещь при подобных ремонтах

Переключателем необходимо выставить нужное напряжение (постоянное) и проверить каждую из банок. Если никаких различий нет, значит, проблема в «эффекте памяти». У неисправной банки заряд будет значительно ниже. Её придётся поменять, хотя существует способ попытаться воскресить банку при условии, что она никель-кадмиевая, но об этом немного позже.

Вот и найдена неисправная банка, нужно убрать её в сторону и попытаться восстановить
ФОТО: izdoski.comВот и найдена неисправная банка, нужно убрать её в сторону и попытаться восстановить

Понятно, что покупка банок тоже довольно затратна. Однако если для домашнего мастера на данный момент время не играет большой роли, можно заказать их на китайских ресурсах. Цены там значительно ниже, особенно если брать партиями по 10 шт. в упаковке. Ведь подобные вещи всегда пригодятся. А никель-металлгидридные элементы к тому же подходят и на большинство аккумуляторов ноутбуков, которые тоже устроены подобным образом.

Примерно такими упаковками никель-металлгидридные элементы можно заказать из Китая
ФОТО: seven.dealsПримерно такими упаковками никель-металлгидридные элементы можно заказать из Китая

Статья по теме:

Умершая батарея не оправдание лени: воскрешаем аккумулятор шуруповёрта
Как отличить качественный шуруповёрт от подделки : различия во внешнем виде, конструкции, сборке и гарантийных обязательствах, советы и рекомендации редакции Homius.ru — читайте в публикации.

Причины неисправности прибора

Причиной поломки аккумулятора выступает выход из строя одного из питающих элементов. В этом случае потребуется найти поврежденную деталь и заменить новой.

Для начала ставим аппарат на полную зарядку. После завершения процесса необходимо разобрать корпус. Вооружившись мультиметром и лампой в 12 В, начинаем замерять потенциалы каждой «банки». Элементы, показавшие величину напряжения ниже номинального уровня, помечаем маркером.

Затем восстанавливаем аккумулятор, собрав все составляющие. Включаем прибор и наблюдаем за ним до того момента, когда начнет снижаться его мощность. Снова разбираем корпус и делаем замеры. Если напряжение на каком-то элементе будет меньше положенного на 0,5 В, то его придется заменить, даже если он еще работает. Он быстро выйдет из строя. Приведенная рекомендация помогает найти проблемные «банки» и заменить их.

Существует и простой способ. Производим разборку полностью заряженной батареи. Подключаем ее положительный и отрицательный полюса к лампочке в 12 В. Под нагрузкой произойдет разряжение аппарата. После производим замеры и определяем места максимального падения напряжения.

После обнаружения проблемных участков цепи устраняем неисправность заменой новыми элементами.

Восстановить работу аккумуляторной батареи с дефективными «банками» невозможно. Их заменяют новыми. Но это утверждение не относится к батарее с никеле-кадмиевыми элементами. Если она быстро разряжается, а после непродолжительного времени опять начинает работать, то такой дефект называется стиранием эффекта памяти.

Для его устранения следует зарядить АКБ малыми токами, а затем медленно разрядить, подключив к небольшой нагрузке (к лампе 220 В мощностью 60 Вт), пока ее напряжение не уменьшится на треть, до 5 В. Эта мера обеспечит «просадку» всех слоев аккумулятора.

Такие действия выполняют до 5 раз. Восстановленный прибор будет иметь мощность ниже паспортной, но этой методикой пользуются как временной, чтобы продлить срок работы шуруповерта еще на год.

Внутренности аккумулятора шуруповерта

Внутри аккумулятор шуруповерт устроен очень просто. Аккумуляторные банки соединены последовательно между собой металлической фольгой с помощью точечной сварки. В простейшем случае все заканчивается скользящими контактами.

как устроен аккумулятор шуруповерта подробно
как устроен аккумулятор шуруповерта подробно

Более сложные аккумуляторы имеют в своем составе платы контроллера заряда и разряда с отслеживанием температуры банок. Чаще всего такие платы ставятся в шуруповертах брендовых фирм с литий-ионными аккумуляторными секциями.

из чего состоит аккумулятор шуруповерта интерскол
из чего состоит аккумулятор шуруповерта интерскол

Дальше рассмотрим подробнее достоинства и недостатки разных видов аккумуляторных батарей и поговорим про восстановление аккумулятора своими руками.

Источники

  • https://stroypodsobnik.ru/osnovy/instrument/kak-otremontirovat-akkumuljator-shurupoverta.html
  • https://stroy-podskazka.ru/shurupovert/remont-akkumulyatorov/
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/kak-otremontirovat-akkumulyator-dlya-shurupoverta-v-domashnih-usloviyah
  • https://2lzz.ru/elektroinstrument/shurupovert/kak-vosstanovit-akkumulyator
  • https://batteryk.com/remont-akkumulyatora-shurupoverta
  • https://kakpravilnosdelat.ru/kak-otremontirovat-akkumulyator-dlya-shurupoverta-v-domashnih-usloviyah/
  • https://tehznatok.com/remont/remont-akkumulyatora-shurupoverta-svoimi-rukami.html
  • https://Acums.ru/akkumulyatory/bytovye/remont-akkumulyatora-shurupoverta
  • https://homius.ru/vosstanovlenie-akkumuljatora-shurupovjorta.html
  • https://masterpaiki.ru/remont-ili-vosstanovlenie-akkumulyatora-shurupoverta.html

[свернуть]