Споттер своими руками для кузовного ремонта: как сделать из сварочного аппарата, аккумулятора, схема, для рихтовки, что это такое? - Производство и поставки Споттер своими руками для кузовного ремонта: как сделать из сварочного аппарата, аккумулятора, схема, для рихтовки, что это такое? - Производство и поставки
28.03.2024

Споттер своими руками для кузовного ремонта: как сделать из сварочного аппарата, аккумулятора, схема, для рихтовки, что это такое?

Споттер для кузовных работ — что это такое?


В ходе кузовных работ нередко требуется выправить вмятину, причем к данному участку кузова нет доступа с обратной стороны. Используя споттер для кузовного ремонта, можно избежать дорогостоящей разборки автомобиля и выправить вмятину за полчаса. Аппаратом контактной сварки к требующему ремонта участку поверхности приваривают монтажную шайбу или шпильку. За нее потом можно потянуть и выправить повреждение. После рихтовки шайбы или шпильки легко срезаются угловой шлифмашиной и зашлифовываются.

[stextbox id=’info’]Кроме того, устройство используется для пайки, прогрева, термообработки и осадки заготовок.[/stextbox]

Устройство и принцип работы

Прибор включает в себя такие основные узлы, как:

  • источник тока (инвертор или трансформатор);
  • сварочные провода с разъемами;
  • пистолетная рукоятка с кнопкой запуска;
  • обратный молоток.

Провода подключают к заготовке и к сварочному пистолету с электродом. Место сварки зачищают и обезжиривают, на него укладывают монтажную шайбу или шпильку. Кнопкой «Пуск» подают короткий, но мощный импульс. Шайба и металл под ней мгновенно разогреваются до температуры плавления и свариваются воедино. Далее за шайбу цепляют тяги и выправляют повреждение.

Выправить впадину можно и не приваривая шайбу. Для этого используют электрод с обратным молотком. Он представляет собой подпружиненную массу, ходящую вдоль массивного стержня электрода. Электрод приваривают концом к месту повреждения корпуса выправляют вмятину. Острый кончик электрода обламывают, место сварки шлифуют и красят.

Расчет и изготовление сварочного трансформатора

Принцип расчета агрегата отличается специфичностью, поскольку часто стандартная методика и схема не подходит. В процессе изготовления, размеры комплектующих должны подстраиваться под материалы, которые имеются – чаще под магнитопровод.

Сердечник различается по типу обмотки:

  • Дисковый. Между первичной и вторичной обмоткой расстояние бывает удаленное. Значительное количество магнитного потока первичной обмотки свободно от вторичной. Характеризуется сильным электромагнитным излучением.
  • Цилиндрический. Одна обмотка наматывается поверх другой. Происходит сцепление магнитного потока витков первичной обмотки со вторичной, поскольку между ними незначительное расстояние. Такой агрегат отличается жёсткой характеристикой.

Также сердечник трансформатора делится по форме на следующие разновидности: броневой, стержневой, тороидальный.

Броневой

Имеет Ш-образную форму, с наличием на центральном стержне обмоток. Броневой тип сложнее в использовании. Если изготавливается оборудование идентичное промышленным вариантам, рассчитать схему можно будет по стандартной методике.

Стержневой

По форме напоминает букву П. Отличается более высоким КПД. Возможна большая плотность токов в обмотках. Поэтому агрегат часто бывает стержневого тика.

Тороидальный

Обладает наилучшими характеристиками. Имеет форму кольца с прямоугольным сечением. Сердечник оснащается двумя или несколькими обмотками, которые наматываются непосредственно на него. Имеет небольшой размер и малый вес. Отличается удобством установки и подключения.

Из чего можно изготовить самостоятельно?

Источник питания устройства отличается от источника обычного сварочника. Он не работает средним током продолжительное время, поддерживая дугу, а должен выдавать короткие импульсы при очень большой силе тока.

Тепловая энергия также выделяется не при горении электродуги, а при сопротивлении места контакта электрода и заготовки электротоку. Источник должен обеспечивать импульс длительностью до 1 секунды при напряжении 6-8 вольт и силе тока до тысячи ампер.

Аккумулятор

Одна из популярных самодельных конструкций — споттер из аккумулятора.

Для него потребуется:

  • автомобильный аккумулятор напряжением 12 вольт и емкостью от 70 ампер-часов.
  • стартерное реле;
  • пусковая кнопка или клавиша;
  • провода, клеммы;
  • пистолетная рукоятка.


Плюсом самодельного споттера для корпусной рихтовки является возможность работать без электросети, такой споттер можно возить в багажнике к месту ремонта.

Собирают споттер из аккумулятора и автомобильного втягивающего реле в следующем порядке:

  • присоединить минусовый провод к отрицательной клемме АКБ;
  • соединить его с заготовкой;
  • к положительной клемме присоединить контакт втягивающего реле;
  • к клеммам 1 и 3 клеммами реле подключить стартовую кнопку;
  • подключить корпус реле к отрицательной клемме аккумулятора.

Поперечное сечение проводов должно быть от 100 мм2. Длина не должна превышать 100-150 см. При работе нужно следить за напряжением батареи, не допуская ее глубокого разряда. Он приводит к сультфатации пластин и выходу аккумулятора из строя.

Сварочный аппарат

Существуют многочисленные описания схемы переделок аппаратов электродуговой сварки в споттеры. Переделка инверторных источников особого смысла не имеет, от них удастся использовать только корпус и клеммы. Лучше использовать такой аппарат по прямому назначению.

Споттер из универсального полуавтомата переделывать не требуется, в них уже есть импульсный режим.

Наиболее подходящим для переделки является сварочный трансформатор достаточной мощности. Для того, чтобы сделать споттер из сварочного трансформатора своими руками, потребуется заменить вторичную обмотку. Обычно делают один-два витка из самого толстого провода или медной шины. В цепи первичной обмотки ставят реле-замыкатель, управляемое клавишей «Пуск».

Если в месте размещения вторичной обмотки есть свободное место, то новую, короткую обмотку можно разместить поверх существующей, не удаляя ее. Это даст возможность при необходимости использовать источник как сварочный трансформатор для дуговой сварки.

Кроме трансформатора, потребуется также модифицировать систему управления разрядом.

Микроволновка

Некоторые мастера применяют для производства простого по конструкции споттера трансформатор от микроволновой печки . Если планируется более или менее продолжительная работа, то рекомендуют использовать два таких трансформатора.

С каждого снимают вторичную обмотку и наматывают вместо нее новую. Сечение провода должно быть от 50 мм2.

Обмотки соединяются параллельно, к схеме подключают систему управления импульсом. В этой конструкции также используется реле стартера.

Ключевые функции и технические характеристики споттера

Самодельный или заводской споттер, имеющий промышленное назначение, обладает рядом таких важных функций:

  • соединение деталей посредством сварки ремонтных шайб с использованием споттера;
  • сварка точечным методом с применением металлического электрода, которая вытягивает металл панели;
  • возможность прогревать металлические детали углеродным электродом и затем их охлаждать. Благодаря такой функции сварочного аппарата можно выполнять осадку металлов;
  • особенности конструкции споттера делают его очень простым и удобным в плане эксплуатации;
  • наличие двух сварочных режимов в споттере. Первый режим постоянного включения с применением углеродного электрода, а второй – с кратковременным включением, который регулируется по времени. Он используется с применением металлического электрода и часто используется для приварки шайб;
  • наличие в споттере принудительной системы охлаждения и термостата для отключения сварочного аппарата при перегреве и автоматического его включения при нужной температуре для сварки.

Основные технические характеристики устройства:

  • 220 вольт – требуемое напряжение питающей сети для нормальной работы споттера;
  • 56-60 Гц – требуемая частота сети переменного тока;
  • 10 кВт – максимально допустимая мощность;
  • 1300 А – максимально возможный рабочий ток;
  • около 8-9 В – напряжение для вторичной обмотки аппарата для сварки;
  • 0-1,2 секунд – предел установки времени;
  • два рабочих сварочных режима – таймер при точной сварке и непрерывный режим при обычной сварке и темперировании;
  • 15 процентов – производительность при точечной сварке деталей из металла с учетом максимальной выходной мощности;
  • 75 процентов – производительность при угольном варе с учетом максимальной выходной мощности;
  • от 100 кг и больше – тяговое условие для иглы;
  • 100 кг и выше – тяговое условие для шайбы;
  • 380 на 290 на 840 мм – длина, ширина и высота изделия;
  • 32 кг – вес конструкции.

Споттер своими руками из инвертора, микроволновки и аккумулятора
Споттер своими руками: устройство, характеристики, схема сборки
Как сделать споттер для рихтовки из сварочного аппарата своими руками
Как сделать своими руками споттер: преимущества самодельного оборудования, выполнение аппарата из инвертора
Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками
Споттер своими руками: описание и принцип действия прибора (100 фото)
Споттер своими руками: подробные инструкции по сборке
Споттер из сварочного аппарата своими руками. схема споттера
Споттер своими руками — как быстро и легко сделать прибор для точечной сварки
Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками: алгоритм действий, назначение прибора

Чертежи и схема самодельного

Как сделать простейший споттер своим руками? Несложная схема споттера, переделанного из сварочника, не требует дорогостоящих комплектующих и применения сложного оборудования. Ее вполне реально собрать в домашних условиях своими руками.


Принципиальная схема споттера.

Для изготовления аппарата потребуются следующие электронные компоненты:

  • управляющий тиристор рабочим напряжением 200в;
  • маломощный трансформатор для питания управляющего реле;
  • реле с рабочим током до 30 А;
  • диодный мостик;
  • контактная колодка;
  • пусковая кнопка.

Кроме того, нужны будут следующие материалы:

  • металлический лист для корпуса прибора;
  • уголок 20*20 для несущего каркаса;
  • текстолитовая плата толщиной от 6 мм для размещения компонентов прибора;
  • пистолетная рукоятка, например, от клеевого пистолета;
  • провод для вторичной обмотки сечением от 70 мм2;
  • провод можно заменить медной или алюминиевой шиной подходящего сечения;
  • гибкий сварочный кабель в резиновой изоляции: не менее 3 м;
  • латунный стержень диаметром 16мм и длиной 250-300 мм для электрода;
  • латунная заготовка для обратного молотка диаметром 60 мм и длиной 100 мм;
  • крепеж;
  • зажим для массового кабеля;
  • кабель питания.

Из оборудования потребуется:

  • сверлильный станок;
  • токарный станок;
  • сварочный аппарат;
  • ручной слесарный инструмент;
  • мультиметр;
  • изолента.

Корпус часто находят готовый, если токарного станка в мастерской нет, обратный молоток лучше заказать на производстве. Пружину для него подбирают по месту или навивают. Все токоведущие части, даже находящиеся под небольшим напряжением, должны быть тщательно заизолированы. Само устройство должно быть обязательно заземлено через кабель питания.

Как сконструировать и собрать споттер своими руками

Споттером называется одна из разновидностей сварочных аппаратов. Данное приспособление предназначено для точечной односторонней сварки в труднодоступных местах автомобиля и выравнивания поврежденной поверхности снаружи. Рассмотрим схему работы устройства и как можно собрать споттер своими руками.

Составляющие споттера и принцип его работы

Устройство представлено в виде аппарата, состоящего из:

  • корпуса, в котором содержатся все механизмы сварочного аппарата;
  • кабеля;
  • стаддера (пистолета);
  • электрода (острого прута).

Cоставляющие споттера — корпус, кабель, стаддер и электрод

Принцип действия агрегата таков: через блок управления на страддер поступает ток, который, доходя до электрода, приводит в действие обратный молоток, корректирующий поверхность кузова.

На практике это выглядит таким образом: на поврежденную поверхность транспортного средства приваривается крепежный элемент, к которому крепится споттер. Затем вмятина вытягивается вручную или с задействованием дополнительных механизмов, вследствие чего от деформации металла не остается и следа.

Это приспособление особенно удобно в тех случаях, когда по тем или иным причинам выравнивание металлической поверхности невозможно произвести изнутри. Кроме того, самодельный споттер не только ускорит процесс рихтовки, но и сделает его безопасным как для человека, производящего ремонт, так и для авто.

Как сделать споттер?

Прежде чем начать собирать споттер своими руками, необходимо применить профилактические меры при работе с током —  под ногами в обязательном порядке должен находиться резиновый коврик, а все правила безопасности при работе с электроприборами должны скрупулезно соблюдаться.

Необходимые материалы

Для того чтобы сделать споттер своими руками из инвертора, понадобятся:

  • привод на 12 вольт, обеспечивающий кнопочное управление реле (можно применить подходящий трансформатор от старой техники);
  • тиристор, рассчитанный на напряжение 200 вольт;
  • реле (30 Ампер);
  • диодный мостик;
  • контактная группа на 220 вольт;
  • любая подходящая кнопка для управления.

Отличной основой для самодельного споттера может стать сварочный полуавтомат.

Сборка

Как сделать споттер из сварочного устройства? Очень важно изменить первоначальную конфигурацию так, чтобы на выходе споттер из инвертора обладал силой тока в 1500 Ампер.

Процесс сборки состоит из следующих этапов:

  1. С аппарата снимают вторичный слой (как правило, их два).
  2. Рассчитать, сколько витков потребуется на 1 вольт. Для этого мотаем медную проволоку на первичную обмотку, после чего замеряют показатель вольт и полученную цифру делим на количество витков.
  3. Из вторичной обмотки делается шина. При этом сечение данного элемента должно быть равно или даже больше 16 миллиметров, а напряжение – 6 вольт. Если сечение имеет меньший диаметр, то делим шину на несколько частей, после чего закрепляем все составные скотчем.
  4. Понадобятся две шины с изоляционной обмоткой. Изоляция должна проводится постепенно в следующей последовательности: слой изоленты – слой скотча – слой изоленты. Допускается установка клепок на открытых краях.
  5. Полученные шины наматываем на трансформатор. Поскольку эта процедура достаточно сложен, то тем, кто никогда не наматывал подобные элементы, понадобится посторонняя помощь и дополнительные инструменты, например молоток. Трансформатор и первичная обмотка не обязательно должны быть скреплены «намертво», достаточно просто не повредить шину и обеспечить ровную ее посадку.
  6. Измеряем мощность. При ее соответствии нужным параметрам процесс изготовления споттера близится к концу. Если же обнаружены отклонения, то можно попробовать изменить подключение проводов к первичной обмотке.

Изготовление трансформатора

Одной из важнейших деталей самодельного точечного сварочного приспособления является трансформатор. Его изготовление считается самым трудоемким процессом.

Ее можно производить на кольцевом или же ш-образном железе алюминиевым или медным проводом. Между намотанной проволокой делается многослойная изоляция из трансформаторной бумаги или лакоткани. Для обеспечения оптимальной надежности бумага пропитывается парафином.

Изготовление стаддера

Сварочный пистолет можно сделать из полуавтомата, внеся некоторые изменения. Внутри полуавтомата крепится ось из латуни, а клещи изготавливаются из трубы диаметром 2×2 см. Проводник, соединяющий пистолет и трансформатор, должен иметь сечение большее, чем сечение шины или же равное.

Продуктивность работы прибора зависит и от параметров проводов – чем короче и толще они будут, тем эффективнее будет функционировать агрегат.

Как правильно работать с механизмом?

Для быстрого и четкого выполнения кузовных работ нужно не только правильно собрать споттер для рихтовки авто своими руками, но и знать некоторые важные нюансы при работе с ним:

  • необходим постоянный контроль работы каждой детали устройства;
  • при обнаружении неполадок лучше всего обратится к высококвалифицированному мастеру;
  • чтобы пользоваться прибором было удобно, все элементы, при помощи которых осуществляется управление, лучше вывести на лицевую панель;
  • проследить, чтобы длина проводов не превышала 2,5 метра – это не лучшим образом отразится на работе агрегата;
  • прежде чем применить аппарат точечной сварки, деформированную поверхность обязательно нужно зачистить  от каких-бы то ни было видов покрытия – будь то лакокрасочные материалы или пятна ржавчины. Это обеспечит качественное соединение двух металлов и может существенно повлиять на конечный результат;
  • в обязательном порядке к поверхности, подлежащей рихтовке, присоединяют контакт заземления;
  • на предварительно очищенную поверхность авто приваривают крепеж, через который происходит присоединение сварочного приспособления;
  •  к приваренному крепежному элементу производится захват споттера пистолетом, а затем вытягивание вмятины. Но на этом процесс не заканчивается. Для полной коррекции металлической поверхности, в зависимости от ее толщины, прибегают к помощи дополнительных инструментов  – стапелей, гидроцилиндров, обратного молотка для споттера и проч.;
  • после того, как желаемый результат достигнут, приваренный элемент скручивают, а место его контакта с кузовом обрабатывают шлифовальной машинкой.

Читайте также:  Инверторный полуавтомат: всё, что следует знать для качественной сварки

Самодельный споттер не только ускорит процесс рихтовки, но и сделает его безопасным как для человека, производящего ремонт, так и для авто.

Тем мастерам, для которых изготовление споттера из полуавтомата является дебютом в работе с электроникой, рекомендуется  досконально изучить графическую схему споттера, а также просмотреть соответствующее видео.

Источник: http://www.AvtoKrasim.ru/kak-samostoyatelno-sdelat-spotter/

Споттер из сварочного аппарата


Проще всего изготовить своими руками споттер из сварочного аппарата. В таком случае потребуется лишь дооснастить агрегат тиристором и диодом с требуемыми параметрами, что позволит осуществлять импульсную сварку. Дополнительно сварочный аппарат может оснащаться втягивающим реле, которое позволяет регулировать мощность подачи импульса.

Споттер из сварочного аппарата выполняется в полном соответствии с имеющейся схемой, а всё что останется сделать — это приобрести или изготовить самостоятельно рабочий пистолет и обратный молоток. Отдельные схемы исполнения споттера подразумевают возможность переключения режимов работы, когда используемый инвертор может работать как классический сварочный аппарат, так и устройство для точечной сварки.

Сделать споттер своими руками не составит особой сложности. Выполнить такое устройство для контактной точечной сварки можно из инвертора или старого сварочного аппарата. Необходимо лишь иметь на руках качественную схему, по которой будет выполняться сборка аппарата. Изготовить используемые рабочие пистолеты и обратные молотки можно из приспособлений для распыления монтажной пены и герметика. Выполнение такого оборудования своими руками позволит существенно сэкономить на покупке техники, изготовленной промышленным способом, при этом функциональные возможности самодельного оборудования не будут отличаться от дорогостоящих покупных агрегатов.

Читайте также:  Доверенность на управление автомобилем образец заполнения

Споттер — это обиходное название аппарата односторонней точечной сварки, предназначенного для ремонта кузовных деталей автомобилей. По своей конструкции он достаточно прост, поэтому изготовить споттер своими руками по силам любому домашнему мастеру, имеющему опыт работы с электротехническими устройствами. Единственное, в чем нельзя ошибиться, — это выбор мощности, расчет силы тока и количества обмоток. Народные умельцы используют в качестве источников питания различные устройства, но не все они способны обеспечить оптимальные рабочие режимы.

К примеру, самодельный споттер из микроволновки даже при применении нескольких трансформаторов от этого бытового прибора, в основном, пригоден для выполнения прогрева. В случае отсутствия достаточно мощной электросети в месте ремонта используют аппараты с автономным источником, состоящие из аккумулятора и схемы прерывания напряжения. Такие устройства имеют один существенный недостаток — ограниченное время работы. При сборке самодельного споттера можно воспользоваться различными системами управления: от простой кнопки с реле до инверторного источника. В последнем случае ток, поступающий из инвертора к месту сварки, регулируется с высокой точностью как по длительности, так по и амплитуде импульса.

Порядок изготовления


Инструкция для изготовления устройства несложная, достаточно соблюдать аккуратность и последовательность действий.

Изготовление начинают с корпуса. Для основания подбирают прочную текстолитовую панель, служащую диэлектриком. На ней будет удобно закрепить на винтах все основные компоненты. Размещать их следует просторно, чтобы обеспечить достаточное воздушное охлаждение. Для поддержания циркуляции воздуха в нижней части стенок и в крышке корпуса следует просверлить несколько отверстий. Прежде чем начинать сверлить, следует изготовить эскизный чертеж и проработать взаимное расположение компонентов конструкции на нем.

Каркас корпуса сваривается из уголка, к нему крепится основание и боковые стенки. К верхней крышке крепится ручка для переноски устройства.

Если под рукой есть корпус от старого сварочного инвертора, он позволит сэкономить много времени на размещение и крепление клемм и регуляторов.

Если кабели имеют достаточное сечение (от 100мм2), то их вместе с разъемами под резьбу или быструю фиксацию также можно будет заимствовать для споттера. Длину рабочего кабеля следует ограничить 1,5 метрами.

Подойдёт и массовый зажим: с резьбовым креплением или крокодил.

Рабочий пистолет споттера требует точности и аккуратности в изготовлении. Если предстоит большой объем работ, лучше купить готовый промышленного производства. Если же использование будет эпизодическим, то выдержит и самодельный.

Рукоятку для пистолета часто заимствуют у клеевого пистолета либо у горелки от полуавтомата. Оба прибора имеют готовую клавишу включения. Энтузиасты, решившие сделать аппарат на 100% собственными руками, до заимствования не унижаются и выпиливают детали рукоятки из текстолита. В одно половине делают пропил для крепления стержня электрода, в другой крепят клавишу включения и систему освещения рабочей зоны.

Важная деталь, требующая внимательности при изготовлении – это кронштейн. Его делают из меди, из квадратного профиля, электрод изготавливают из медного либо латунного прутка диаметром 1-1,5 см.

Медный сварной кабель залуживают и распаивают в отверстиях кронштейна. Если кабель снабжен управляющими жилами, то 2 из них используют для коммутации управляющего сигнала от клавиши «Пуск», а остальные — для системы подсветки рабочей области. Если такого кабеля нет, проще разместить в рукоятке 3-вольтовую литиевую батарейку. Ее хватит для работы светодиода подсветки в течении нескольких месяцев.

Обратный молоток, или инопуллер — технологически самая сложная в изготовлении часть споттера для кузовного ремонта, сделанного своими руками. Приспособление промышленного производства стоит достаточно дорого для того, чтобы попытаться сэкономить и изготовить его самостоятельно.


Эскизный чертеж обратного молотка.

В качестве источника комплектующих для инопуллера обычно берут металлический монтажный пистолет для туб емкостью 300 мл. Держатель для тубы срезают, используют механизм подачи и рукоять. На круглую площадку приваривают три прутка диаметром 6-10мм. Они станут упорными стойками молотка. Из такого же прутка потребуется выгнуть кольцо диаметром 9-11 см и приварить к нему свободные концы прутков. Кольцо зачищают, шлифуют и покрывают в два- три слоя изоляционной лентой. Это позволит избежать его приваривания к рихтуемой поверхности и защитит ее от царапин.

Шток обрезают и приваривают к нему отрезок шпильки. На шпильку наворачивают две гайки с проложенными между ними двумя шайбами. Они образуют клемму для крепления сварочного кабеля.

Обратный конец штока затачивают под срезанный конус так, чтобы плоская вершина была диаметром около 3 мм. Это можно сделать на токарном станке либо зажав шток в патрон дрели и затачивая его на абразивном камне.

Осталось запастить монтажными шайбами и шпильками для приваривания к рихтуемой поверхности — и самодельный споттер из сварочного аппарата готов к эксплуатации.

Основные варианты создания

Для создания споттера подойдет старый инвертор. Можно взять для этой цели АКБ или вышедшую из строя микроволновую печь.

Из сварочного аппарата

В числе самодельных приспособлений часто встречаются споттеры из сварочного инвертора. В приборе уже есть нужные компоненты, поэтому останется только подключить трансформатор, который будет генерировать ток, и подготовить пистолет.

Из сварочного аппарата
Из сварочного аппарата
Споттер из сварочного инвертора встречается очень часто.

Перед сборкой важно очистить найденный сварочный прибор от следов коррозии и пыли.

Из микроволновки

Алгоритм сборки споттера из СВЧ-печи практически идентичный. Главное условие – получить импульсный режим. Для этого требуется конденсатор повышенной емкости с подсоединенной платой управления. Продолжительность импульса должна составлять не больше 0,5 сек. Если цикл длится дольше, это спровоцирует появление отверстий в металлических конструкциях.

из микроволновки
из микроволновки

Для сборки нужно:

  1. Извлечь из печи трансформатор, разобрав его по шву ножовкой по металлу или шлифмашиной.
  2. Подготовить вторичную обмотку, взяв толстый медный кабель в 2 витка.
  3. Склеить сердечник основания и трансформатора, используя эпоксидную смолу из 2 компонентов.
  4. После застывания состава проверить функциональность сварки, используя специальный прибор.

Из аккумулятора

Чтобы устранить мелкие дефекты на поверхности кузова, можно создать споттер из аккумуляторной батареи. Подобное приспособление характеризуется простотой в применении, поскольку для его работы не требуется доступ к сетевому электроснабжению.

Из аккумулятора
Из аккумулятора
Споттер из аккумулятора устраняет мелкие дефекты.

Для предстоящей сборки нужны следующие компоненты:

  1. АКБ на 12 В.
  2. Втягивающее реле (разрешается снять со стартера автомобиля).
  3. Клавиша запуска/выключения.
  4. Фиксатор электрода.
  5. Провода с клеммами.

Плюсовой кабель АКБ следует зафиксировать на втягивающем реле, а с места подцепления стартера на реле подвести к пистолету 1,5-метровый кабель толщиной от 100 мм кв. С помощью первого провода нужно закрепить кнопку включения на втягивающем реле, где находится плюсовая клемма. Второй кабель следует подключить к контакту реле для его корректного срабатывания. Провод массы нужно соединить с дефектным кузовным элементом, не забыв предварительно установить электрод.

Вторичная обмотка

Выбор параметров

Лабораторный блок питания своими руками

При переделке ТТ основное внимание следует уделить параметрам вторичной обмотки, определяющим выходные характеристика аппарата (его нагрузочный ток, в частности). При этом важно подобрать такое сечение шины, которое бы обеспечивало плотность тока порядка 8 А/мм² (при площади сечения около 120 мм²). Поскольку при намотке на тор обращаться с такой толстой шиной очень трудно, чаще всего ограничиваются значением в 80 мм².

Обратите внимание! Указанное сечение удаётся получить, если сложить вместе несколько проводов чуть меньшей толщины.

Для облегчения условий переделки ТТ под точечный агрегат желательно предварительно рассчитать требуемое для его перемотки количество провода. После этого можно будет (исходя из занимаемого обмоткой места) определиться с тем, войдет ли она в оставшееся на торе свободное пространство или нет.

Важно! В том случае, когда новая намотка не вмещается в тор, старую вторичную катушку придется полностью разобрать (демонтировать).

Для удобства обращения с новыми проводами в процессе намотки их рекомендуется обмотать изоляционной лентой на основе ткани. Для определения точного числа витков, влияющих на величину выходного напряжения, советуем воспользоваться методом пробной намотки проводом небольшого сечения в изоляции.

Поскольку обмотка в этом случае не подключается к нагрузке, сечение пробного провода большого значения не имеет. Опыт показал, что при прикидочных испытаниях достаточно использовать не более 10-ти витков. После их намотки трансформатор следует включить в сеть и измерить выдаваемое пробной катушкой напряжение, после чего оно делится на число витков. В результате получается цифра, показывающая количество витков, необходимых для получения на выходе одного вольта.

Так как в данном случае необходимо получить 6 Вольт, умножив полученное по итогам пробного подключения число на 6, получим требуемое количество витков.

Для того чтобы изготовить новый аппарат своими руками, предварительно следует рассчитать нужное для перемотки ТТ количество провода. После этого можно будет (исходя из занимаемого шинной обмоткой места) определяться с тем, войдет ли она в оставшееся на торе свободное пространство.

Схемы обмотки и её размещение

Схема включения и порядок размещения «вторички» зависят от типа выбранного сердечника. При заявленном нами тороидальном основании ТТ её удобнее разделить на две половинные обмотки, включаемые последовательно (по 3 Вольта каждая).

С целью повышения нагрузочной способности (увеличения сварочного тока) можно сделать две обмотки по 6 Вольт каждая и соединить их параллельно. Выходное напряжение в этом случае не изменится, а нагрузочный ток может быть увеличен вдвое. Такой вариант исполнения позволяет решить вопрос большого сечения вторичной шины, которое после этого может быть уменьшено наполовину.

Различные виды соединений таких обмоток показаны на картинке, размещённой ниже по тексту.

Схемы включения «вторички»

Порядок их подключения очень важен для получения требуемых выходных параметров, а допущенные при этом ошибки могут привести к совсем другим показателям. Так, в частности, если ошибиться при монтаже и включить две обмотки встречно, в результате они окажутся замкнутыми одна на другую и на выходе выдадут нулевое напряжение, что равнозначно КЗ.

На концах уже готовых вторичных обмоток следует обустроить методом обжима специальные наконечники.

Свойства конструкции агрегата

Приспособление состоит из таких компонентов, как коробка, пистолет, кабель, электрод.

Споттер из сварочного аппарата своими руками
Коробка содержит всю систему аппарата, которая необходима для сварки. Чтобы четко и быстро проводить кузовные работы, надо придерживаться порядка и технологии процесса.

Ели поверхность подверглась деформации, надо очистить ее от любого покрытия. Это может быть ржавчина, краска или лак. Данный этап очень важен, так как качество соединения металлов напрямую влияет на итог всего процесса. На поверхность, которая подверглась корректировке, присоединяют контакты. На очищенную зону повреждённой области приваривают крепёж, к которому и подсоединяется рассматриваемое устройство.

Вслед за этим захватывается устройство пистолетом, после чего вмятина вытягивается. Для выравнивания прибегают к использованию молотка, гидроцилиндров и других приспособлений. Обращают внимание на толщину металла. Здесь следует понять, какое оборудование даст возможность производить рихтовку машины, чтобы не нанести ей вреда. Обратный молоток не используется в сочетании с алюминием. К тому же не каждый агрегат может справиться с оцинкованным кузовом. Когда рихтовка кузова закончена, скручивают приваренную деталь. Место контакта зачищают шлифовальной машинкой.

Крючки, рычаги и прочие приспособления

Рихтовщику, который работает над приданием деформированному кузову первоначальной формы, для выполнения полного объема ремонтных работ с автомобильным покрытием пригодятся также:

  • Выпуклые, упругие, вытягивающие, выравнивающие, универсальные ложки.

Рекомендуем:  Горит индикатор проверки двигателя — что это значит?

Ложкоподобные инструменты производят выгибание и вытягивание труднодоступных (внутренних) частей кузова.

  • Другие рычаги для контактного ремонта.

Рычаги применяются там, где обычного человеческого усилия не хватает.

Правка и рихтовка автомобилей производится, начиная с самой большой вмятины, с использованием подходящих инструментов, при этом рихтовочные молотки остаются основным выпрямляющим приспособлением.

В целях выравнивания вдавленных частей неотрихтованного кузова автомобиля применяется гидравлический кузовной ремонт. С помощью насоса со всевозможными прямыми и фигурными насадками, оснащенного цилиндрами и работающего на гидравлическом механизме, осуществляют вакуумную вытяжку вмятин авто.

При невозможности сделать выпрямление с помощью насосов полезными могут стать зажимы и захваты. В рихтовочные комплекты обычно включают несколько таких зажимающих приспособлений разных размеров (диаметров). Также захваты различаются между собой количеством креплений (их может быть от 1 до 3 шт.) и способом фиксации (самый распространенный метод укрепления на кузове — с помощью шурупа).

Пневмомолотки используются для качественного рихтования труднодоступных мест авто. Также для выполнения особо сложных рихтовочных работ существуют специальные металлические механические агрегаты, имеющие несколько опор (от двух до четырех), между которыми закреплен опускающийся и поднимающийся стержень. Он просовывается в заранее проделанное отверстие той части кузова, где требуется вытягивание. Вместе со стержнем на таком приспособлении обычно используются крепления.

Перед началом рихтовочных работ следует, осмотрев повреждения авто, из всего разнообразия специнструментов подобрать те, которые помогут в рассматриваемом случае. Для небольших повреждений подойдет домашний рихтовочный набор, чтобы выполнить выпрямление более глубоких вмятин, следует прибегнуть к помощи специалистов из авторемонтной мастерской.

Инопуллер или обратный молоток

Инопуллер для кузовного ремонта – дорогостоящий прибор. Но самостоятельное изготовление выполняется по более простой схеме, чем сборка пистолета. Этот компонент изготовляется на основе пистолета для монтажных работ. Обратный молоток и насадки производятся пошагово:

  • удаление верхней части для крепления пенного баллона или герметика;
  • приваривание вместо них стоек – производятся из прутьев с диаметром от 6 до 10 миллиметров;
  • приваривание кольца к стойкам – за основу берете тот же прут, что использовался и для стоек, а затем скрепите его в кольцо с диаметром 100 миллиметров.

Затем приваривание кольцо обматывается изолентой. Благодаря этому в процессе работы оно случайно не приварится к рабочему покрытию. Изогнутая часть пистолета срезается, а на ее место крепится кабель. Место среза затачивается, пока не приобретет форму конуса, имеющего диаметр не более 3 миллиметров.

Корпус для споттера и финальная сборка

В общем случае сборка самодельного споттера завершается помещением его основных элементов в корпус и выводом на переднюю панель клемм и органов управления. Корпус можно заказать по чертежу или просто эскизу или (при наличии возможностей) изготовить по месту.

Иногда народные умельцы начинают эксплуатировать споттер, детали и провода которого просто разложены на верстаке или даже на полу. Этот вариант подходит только для отладки и подбора параметров, в постоянном режиме такой электрический установкой пользоваться нельзя.

Поскольку существуют различные варианты изготовления споттеров своими руками, то их компоновки корпусов могут быть также различными. К примеру, если сварочный трансформатор предназначен для работы на открытом воздухе, то в этом случае аппарат может иметь вид устойчивого основания с трансформатором, клеммной колодкой и отдельным корпусом системы управления.

В других случаях варианты с корпусами могут быть иными, но элементы системы управления всегда должны быть надежно защищены от внешнего воздействия.

spoter
spoter

ПОСМОТРЕТЬ Спотер на AliExpress →

На базе аккумулятора

Споттер с аккумуляторным питанием подходит для тех мест, где сетевое электропитание не может обеспечить достаточную мощность, неустойчиво или вообще отсутствует, а объем кузовных работ незначителен. Обычно такая ситуация возникает при кузовном ремонте личного автомобиля в гаражном кооперативе или на дачном участке.

Корпус такого самодельного споттера может состоять из небольшой опорной рамы для установки АКБ, к которой крепится клеммная колодка и реле, управляющее выключением. Если это разовая работа, то можно обойтись вообще без корпуса, прикрепив реле хомутом к аккумулятору.

На базе бытовой микроволновки

Для изготовления споттера своими руками также подойдет трансформатор из микроволновки. В этом случае единственным ограничением является его мощность, поскольку большинство печей СВЧ рассчитаны на потребление менее 1 кВт.

Для решения этой проблемы можно использовать два-три трансформатора, включенные параллельно. Плюсом такого источника питания является небольшой размер используемых трансформаторов, которые можно разместить в ряд внутри малогабаритного корпуса.

В результате получится довольно компактный и мобильный споттер. Единственно, чем придется озаботиться, — охлаждение внутреннего пространства такого устройства.

Основные этапы сборки

Многие задают вопрос, как сделать споттер из сварочного аппарата «Нордика». Это устройство является идеальным для самодельного агрегата. Важно суметь изменить его конфигурацию таким образом, чтобы споттер из сварочного аппарата постоянного тока на выходе подавал от 1500 Ампер.

Процесс сборки состоит из следующих действий:

  • С аппарата снимается вторичный слой. Зачастую их бывает два.
  • Затем следует установить, сколько витков требуется на 1 В. С этой целью первичную обмотку обворачивают проволокой из меди, а затем измеряют показатель вольт. Полученная цифра делится на количество витков проволоки. Результат и будет показателем нужного количества витков на вольт.

    споттер из сварочного аппарата постоянного тока

  • Из снятого вторичного слоя надо произвести шину. Желательно чтобы показатель сечения был не менее 160 мм², а напряжение равнялось 6 В.
  • Если сечение намного меньше, то можно разделить шину на несколько частей, которые скрепляются матерчатой изоляционной лентой. Количество кусков зависит от изначального показателя. К примеру, при показателе 40 мм² шина разрубается на четыре части.
  • Потребуется две шины с обмоткой из изоляционной ленты или же скотча для малярной работы. Изоляция производится последовательно. Сначала слой изоляционной ленты, затем – скотча, а поверх вновь наматывается изоляционная лента. На открытые края можно поставить клепки.
  • Полученные шины наматываются на трансформатор. Этот процесс нелегок и требует определенных умений. Обязательно наличие молотка и одного помощника. Так шина сядет лучше и не будет иметь каких-либо повреждений.
  • Если показатель мощности достаточный, то приспособление готово, если же нет, то можно провести эксперимент, подключив провода к первичной обмотке.
Источники

  • https://svarka.guru/oborudovanie/vidy-apparatov/spotter-svoimi-rukami-iz-akkumulyatora.html
  • https://instanko.ru/drugoe/spotter-svoimi-rukami.html
  • https://asx-club.su/materials/kak-sdelat-spotter-iz-svarocnogo-apparata.html
  • https://svarkaman.ru/svarka/spotter-iz-svarochnogo-apparata-nyuansy-sobstvennogo-proizvodstva.html
  • https://ravon-r2.ru/spotter-iz-invertornogo-svarochnogo-apparata/
  • https://metalloy.ru/izdeliya/kak-sdelat-spotter-samostoyatelno
  • https://amperof.ru/elektromontazh/spotter-iz-svarochnogo-apparata.html
  • https://tokar.guru/samodelkin/kak-sdelat-spotter-iz-svarochnogo-apparata-svoimi-rukami.html
  • https://avto-idea.ru/remont/kak-samostoyatelno-sdelat-spotter-chtoby-otremontirovat/
  • https://electrod-svel.ru/oborudovanie/podrobnaya-instrukciya-izgotovleniya-spottera-iz-svarochnogo-apparata.html
  • https://WikiMetall.ru/oborudovanie/spotter-svoimi-rukami.html
  • https://opalubkansk.ru/svarka/invertornyj-spotter.html

[свернуть]